Концепция области "Познание: продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность "

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Концепция области "Познание: продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность"

 

Конструирование играет в современном воспитании одну из важнейших ролей, так как определяет не только безопасную среду для ребенка, но и позволяет ему стать востребованным в будущем, когда, согласно прогнозным данным, потребуются новые профессии с заданным набором характеристик.

Результаты прогноза определили формирование темы "Конструирование" и требования к ней.

Конструирование построено главным образом на организованной игре и включает несколько направлений: знакомство с архитектурой, теневой театр, оригами, кубики и конструкторы, а также конструирование процессов и ситуаций.

Содержание конструирования направлено на:

  • знакомство детей с деталями и с объединением деталей в единое целое;

  • формирование представлений о пространственных соотношениях;

  • формирование навыков ориентации в пространстве;

  • знакомство с окружающей застройкой;

  • знакомство с основными принципами городской планировки;

  • развитие навыков процессного мышления;

  • стимулирование интереса к конструированию;

  • развитие навыков простейшего анализа конструкций;

  • развитие навыков конструирования из бумаги;

  • умение читать план;

  • знакомство с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и проч.

 

Первая младшая группа (2–3 года)

Архитектура.  Воспитание “культуры глаза”, т. е. умения визуально оценивать красивое и некрасивое соотношение частей целого, выделять за­мечательную постройку, способствует развитию эстетического восприятия, пространственного воображения и умению ориентироваться на местности. Знакомство детей с архитектурой начинается с окружающих их объектов. Во многих городах нет сооружений, которые являются памятниками архитектуры, то есть тех, которые обладают исключительной художественной и технической (в смысле уникальности конструкций ценностью). Но почти в каждом есть исторические памятники, памятники градостроительства или постройки, отличающиеся чем-то от других. Каждую из них опытный воспитатель может использовать для развития ребёнка.

Для знакомства детей с архитектурой можно выбирать любое сооружение: привычные пятиэтажки не менее интересны, чем исторические памятники.

Манипуляции с простейшими формами: квадрат, треугольник, круг. Архитектура в иллюстрациях к сказкам (Ю. Васнецов и др).

Теневой театр. В народных сказках представлены самые разные дома: теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, кувшин, домики трех поросят из разных материалов, пряничный домик. Все они имеют очень яркую форму. Осуществлять демонстрацию сказок про домики (избушка лубяная и ледяная и проч.).

Изображение простейших фигур руками с отбрасыванием тени: зайчик, собачка.

Паззлы. 2-3-х летним малышам полезно начинать складывать паззлы или видеть, как кто-то этим занимается. Паззлы для этого возраста должны быть очень крупные и состоять из 4-6 элементов. Магнитики.

Кубики и конструкторы. Простейшие дома из кубиков.

Конструирование процессов и ситуаций. Схема дня в детском саду или дома и ее визуализация.

 

Вторая младшая группа (3–4 года)

Архитектура. Основные сведения, которые следует дать ребёнку, касаются типа здания: жилой дом; завод; театр; церковь; детский сад; школа и т. д. Все они отличаются по внешнему виду, в зависимости от их предназначения.

Задача состоит в развитии у ребёнка умения отличать по внешнему виду зданий их назначение и выделять эти сооружения в общей застройке.

Дать представление об опорной системе. Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д. Представление о функциональном назначении зданий. Архитектура в иллюстрациях. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, кувшинчик, избушка на курьих ножках), разнообразных сказочных дворцов. Знакомство с частями зданий: окна, двери, этажи.

Манипуляции с простейшими объемами: куб, пирамида, шар.

Теневой театр. Изображение силуэтов домов в теневом театре. Изображение простейших фигур руками: зайчик, собачка.

Оригами и паззлы. В этот период детям можно предлагать по-прежнему крупные паззлы. Очень полезны паззлы со знакомым сюжетом. Магнитики. Оригами.

Кубики и конструкторы. Простейшие дома в несколько этажей из кубиков. Крупный конструктор лего. Стол, стул, понятие об устойчивости.

Конструирование процессов и ситуаций. Схема дня в детском саду или дома и ее визуализация. Схема посещения зоопарка. Визуальная схема сказки ("Незнайка в цветочном городе").

Лабиринт: пройди в детский сад. Лабиринт с планом домика. Выбери самый удобный план.

 

Средняя группа (4–5 лет)

Архитектура. На этом этапе детей необходимо познако­мить с формой сооружения и научить мысленно разбивать пос­тройку на простейшие составные части. Большинство построек имеют форму куба, призмы или параллелепипеда. Так, многие русские церкви XVII -XVIII вв. представляют тип «восьмерик на четверике» – восьмигранная призма, поставленная на куб. Пристройки и декор часто скрывают от нас эту первоначальную форму. Формирование умения выделять в сооружении их элемен­тарные составные части способствует развитию пространствен­ных представлений ребёнка. Так как понятия призмы, параллеле­пипеда ещё трудны для него, использовать следует упрощённые понятия: кубик, брусок и т. п.

Составление построек из квадратов кругов и треугольников на плоскости.

Знакомство с архитектурными деталями. Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму. Размещение на местности. Углубление представлений о функциональном назначении зданий: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.

Архитектура в иллюстрациях.

Теневой театр. Архитектура в спектаклях усложняется. Тени усложняются.

Оригами и паззлы. Паззлы. Магнитики. Оригами.

Кубики и конструкторы. Составление здания из кубов, пирамид и шаров. Дворцы. Дворцы — это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями. Поэтому строительство дворца из кубиков требует большого набора кубиков. Крупный конструктор лего. Устройство домиков.

Конструирование процессов и ситуаций. Лабиринт: пройди в детский сад. Лабиринт с планом домика. Выбери самый удобный план. Магазин. Дом.

 

Старшая группа (5–6 лет)

Архитектура. Продолжать знакомство детей с архитектурой.

К этому времени ребёнок уже может оп­ределить предназначение зданий, охарактеризовать их форму. На этом этапе ему необходимо дать представление об основных функционально-декоративных элементах здания. Так, окна и двери у различных построек оформляются по-разному. Если зда­ние относится к исторической застройке, то на этих элементах сосредоточивается основное декоративное оформление. Следует научить детей умению описать окружающую сооружение среду, пейзаж: располагается ли здание на возвышенности или в низи­не, куда смотрит наиболее красивая часть здания – на дорогу или на реку; отличается ли оно от окружающих построек и чем.

Важно познакомить детей с историческими событиями, предани­ями, связанными с той или иной постройкой, рассказать о людях, создававших её. Для этого воспитателю необходимо обладать оп­ределёнными знаниями. Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Планировка. Продолжение знакомства с частями зданий.

Знакомство с архитектурными деталями. Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности. Стили. Размещение на местности. Знакомство с сооружением следует начинать с рассмотрения его расположения и окружающей среды, обратить внимание детей на то, где находится постройка.

Как правило, любое значительное сооружение строилось на возвышении или в таком месте, с которого оно хорошо видно.

Теневой театр. Стили в теневом театре. Тени усложняются Оригами и паззлы. Паззлы. Магнитики. Оригами.

Кубики и конструкторы. Составление здания из кубов, пирамид и шаров. Дворцы. Крупный конструктор лего. Устройство домиков.

Конструирование процессов и ситуаций. Лабиринт: пройди в детский сад. Выбери самый удобный план. Лабиринт: планировка здания. Лабиринт: планировка города.

 

Подготовительная группа (6–7 лет)

Архитектура. Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.).

Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Разбор здания на составные части. Планировка. Продолжение знакомства с частями зданий. Знакомство с архитектурными деталями. Стили.

Размещение на местности. Следует включать знакомство детей с памятниками архитектуры по художественным альбомам и художественным открыткам.

Теневой театр. Стили в теневом театре. Тени усложняются.

Оригами и паззлы. Паззлы. Магнитики. Оригами.

Кубики и конструкторы. Составление здания из кубов, пирамид и шаров. Дворцы. Крупный конструктор лего. Устройство домиков.

Конструирование процессов и ситуаций. Лабиринт: пройди в детский сад. Выбери самый удобный план. Лабиринт: планировка здания. Лабиринт: планировка города.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»