| Введение. Тенденции общественного развития (Радченко А.Ф.) | 3 | 
| Пояснительная записка (Комарова И.И., Комарова Т.С.) | 5 | 
| ЧАСТЬ 1. Содержание психолого-педагогической работы по поддержке позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста | 16 | 
| 1.1. Психолого-физиологическое развитие и социальное воспитание детей (Золотова А.К., Комарова Т.С., Монина Г.Б.) | 16 | 
| 1.2. Физическое развитие: физическая культура, здоровье | 28 | 
| 1.2.1. Физическая культура (Степаненкова Э.Я.) | 28 | 
| 1.2.2. Здоровье (Степаненкова Э.Я., Комарова И.И.) | 49 | 
| 1.3. Социально-коммуникативное развитие: социализация и коммуникация, труд, безопасность | 53 | 
| 1.3.1. Социализация и коммуникация (Куланина И.Н.) | 53 | 
| 1.3.2. Трудовое воспитание (Комарова Т.С.) | 61 | 
| 1.3.3. Безопасность (Комарова И.И.) | 66 | 
| 1.4. Познавательное развитие | 72 | 
| 1.4.1. Сенсорное развитие (Комарова Т.С.) | 72 | 
| 1.4.2. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (Дыбина О.В.) | 75 | 
| 1.4.3. Формирование элементарных математических представлений (Новикова Г.П.) | 79 | 
| 1.4.4. Экологическое воспитание: ознакомление с природой (Соломенникова О.А.) | 84 | 
| 1.4.5. Формирование элементарных представлений о современных технологиях (Комарова И.И.) | 92 | 
| 1.5. Речевое развитие (Ушакова О.С.) | 94 | 
| 1.6. Художественно-эстетическое развитие: знакомство с искусством, изобразительная деятельность, конструирование, музыка, чтение художественной литературы | 105 | 
| 1.6.1. Знакомство с изобразительным искусством (Комарова Т.С.) | 106 | 
| 1.6.2. Изобразительная деятельность (Комарова Т.С.) | 108 | 
| 1.6.3. Конструирование (Комарова И.И.) | 117 | 
| 1.6.4. Чтение художественной литературы (Братухина М.Н.) | 120 | 
| 1.6.5. Музыкальная деятельность (Зацепина М.Б) | 125 | 
| 1.6.6. Красота природы (Комарова Т.С.) | 134 | 
| 1.7. Дополнительные занятия в детском саду | 137 | 
| 1.7.1. Иностранный язык в детском саду (Ефременко Л.В.) | 138 | 
| 1.8. Коррекционное образование (для детей с ограниченными возможностями здоровья (Туманова Т.В.) | 141 | 
| ЧАСТЬ 2. Организационно-педагогические условия реализации образовательного процесса | 157 | 
| 2.1. Прием детей (Губанова Н.Ф.) | 157 | 
| 2.2. Гигиенические процедуры (Губанова Н.Ф.) | 159 | 
| 2.3. Завтрак, обед, полдник, ужин (Губанова Н.Ф.) | 161 | 
| 2.4. Организация прогулки (Губанова Н.Ф.) | 162 | 
| 2.5. Организация игровой деятельности (Губанова Н.Ф.) | 167 | 
| 2.6. Работа с семьей | 175 | 
| 2.6.1. Формы взаимодействия с родителями воспитанников (Золотова А.К., Пелих Е.А.) | 175 | 
| 2.6.2. «Просвещенное родительство» (Агличева И.В., Комарова И.И.) | 181 | 
| 2.7. Использование программы для различных типов детских дошкольных образовательных организаций (Комарова И.И.) | 183 | 
| 2.7.1. Работа в малокомплектном детском саду (Комарова Т.С.) | 186 | 
| 2.7.2. Работа в группах кратковременного пребывания (Пелих Е.А.) | 188 | 
| 2.7.3. Семейный детский сад (Губанова Н.Ф.) | 190 | 
| 2.8. Рекомендации по созданию условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Комарова И.И.) | 192 | 
| 2.8.1. Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Шаг в будущее» | 193 | 
| 2.8.2. Рекомендации по формированию развивающей предметно-пространственной среды, в которой реализуется программа «Шаг в будущее» | 194 | 
| 2.8.3. Формирование условий реализации программы в кадровом отношении | 196 | 
| 2.8.4. Реализация материально-технических условий основной образовательной программы дошкольного образования | 197 | 
| 2.8.5. Финансовые условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования | 198 | 
| ЧАСТЬ 3. Образовательная среда программы «Шаг в будущее» | 199 | 
| 3.1. Информационно-образовательная среда методической поддержки дошкольного образования (Авдеева С.М., Баландин Д.Л., Комарова И.И.) | 199 | 
| 3.1.1. Концепция ИОС «Виртуальный детский сад» | 200 | 
| 3.1.2. Состав ИОС «Виртуальный детский сад» | 201 | 
| 3.1.3. Связь программы «Шаг в будущее» с ИОС МПДО «Виртуальный детский сад» | 203 | 
| 3.1.4. База конспектов | 204 | 
| 3.1.5. База медиаресурсов | 208 | 
| 3.1.6. База оборудования, игровых комплексов и материалов | 208 | 
| 3.1.7. Электронный магазин | 210 | 
| 3.1.8. Начало работы в информационно-образовательной среде методической поддержки
 | 210 | 
| 3.1.9. Составление программы и расписания работы ДОО | 211 | 
| 3.1.10. Заполнение электронного паспорта дошкольного учреждения | 213 | 
| 3.1.11. Ведение электронного портфолио сотрудников | 215 | 
| 3.1.12. Создание и ведение сайта дошкольного учреждения | 215 | 
| 3.2. Развивающая предметно-пространственная эстетическая среда (Комарова Т.С.) | 216 | 
| 3.3. Планирование воспитательно-образовательной работы в предметно- пространственной развивающей образовательной среде (Комарова Т.С. ) | 220 | 
| ЧАСТЬ 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 225 | 
| 4.1. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга (Золотова А.К.) | 225 | 
| 4.2. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Золотова А.К.) | 232 | 
| Словарь терминов и понятий | 268 | 
| Список литературы | 274 |