Концепция области "Здоровье "

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Концепция области "Здоровье"

 

Автор Степаненкова Э.Я., к.п.н.


   Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

   Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  • формирование правильной осанки;
  • своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  • формирование изгибов позвоночника;
  • развитие сводов стопы;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • развитие гармоничного телосложения;
  • регулирование роста и массы костей;
  • развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

 

   Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств. Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой. Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии. Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.

   Кроме оздоровительных задач направление "Здоровье" предполагает решение образовательных задач. Они направлены на формирование системы знаний и представлений о:

  • собственном организме;

  • физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

  • о роли гигиены и гигиенических процедурах и проч.;

  • усвоение физкультурной и пространственной терминологии (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед - назад, вверх - вниз и др.).

 

   Ознакомление детьми с понятием и содержанием раздела "Здоровье" осуществляется не в рамках специальных занятий, но в процессе осуществления ухода за детьми, в процессе прогулок и в процессе занятий физкультурой, что особенно важно.

   Связано это со спецификой воздействия движения на мозговую деятельность. Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся пРоприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий.

   Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность.

   И.П. Павлов писал, что при автоматической деятельности воз­буждение некоторых участков коры больших полушарий головного мозга, ответственных за регуляцию выполняемых движений, понижено[1].

   Учитывая это, важно, чтобы для наибольшего эффекта, ребёнок, в меру своей подготовки, индивидуальных возрастных особенностей,осознавал, какие именно движения он делает и с какой целью.

2-3 года (ясельная группа)

В процессе режимных моментов ребенка учат правильно держать ложку, кружку, пользоваться салфеткой.

В процессе выполнения гигиенических процедур, воспитатель помогает ребёнку мыть руки с мылом перед едой. При этом воспитатель объясняет почему важно мыть руки и вытирать их полотенцем.

В процессе знакомства со своей группой, воспитатель помогает ребёнку запомнить свои шкафчик, кроватку, полотенце и др.

Воспитатель в процессе ухода помогает ребёнку снимать и надевать одежду и обувь, объясняя зачем они существуют, учит самостоятельно складывает ее на место, самостоятельно расстегивать пуговицы в доступном месте, застежки на липучках и т.д.

Воспитатель учит детей играть в "Сороку-ворону", массируя ладонь  и пальцы руки, понимая при этом, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

3-4 года (младшая группа)

На 3-4 году жизни закрепляется умение самостоятельно умываться, пользоваться салфеткой.

Воспитатель учит детей чистить зубы, после еды полоскать рот, пользоваться расческой, носовым платком.

Ребёнку объясняют значение опрятной одежды, учат самостоятельно устранять неопрятность или обращаться за помощью к взрослому.

Ребёнка знакомят с правильной организацией еды: воспитатель объясняет что жевать надо медленно, что нельзя разговаривать, чтобы не подавиться. Приучают к элементарными этическими нормами во время приема пищи и показывают, что большая часть этих правил связана с требованиями безопасности и здоровья.

Воспитатель обращает внимание детей на важность осанки для здоровья и развития. Показывает правильную посадку во время еды.

В меру понимания ребёнка знакомят с функцией сна (например, во время сна организм отдыхает и дети быстрее растут и т.п.)

В процессе режимных моментов ребёнка учат самостоятельно одевается, застегивать и расстегивать пуговицы, верхнюю одежду надевать с помощью взрослого.

Педагог учит ребенка простейшим манипуляциям рукой: имитации умывания; упражнениям с массажными мячами, сжимать руки в кулак и раскрывать ладонь, массировать пальцы. А также показывает игру с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

4-5 лет (средняя группа)

На 4-5 году жизни закрепляется умение самостоятельно умываться, пользоваться салфеткой, чистить зубы, полоскать рот, пользоваться расческой, носовым платком.

Ребёнка учат самостоятельно устранять неопрятность в одежде и учат подбирать её самостоятельно по сезону, объясняя влияние сезонных изменений на здоровье.

Ребёнка продолжают знакомить с правильной организацией еды: воспитатель объясняет что жевать надо медленно, что нельзя разговаривать, чтобы не подавиться. Развивают умение пользоваться приборами, продолжают знакомить с элементарными этическими нормами во время приема пищи и показывают, что большая часть этих правил связана с требованиями безопасности и здоровья.

Воспитатель обращает внимание детей на важность осанки для развития. Показывает специальные упражнения не связанные с физкультурными занятиями.

Продолжают знакомить с функцией сна.

Педагог продолжает учить ребенка простейшим манипуляциям рукой: имитации умывания; упражнениям с массажными мячами, сжимать руки в кулак и раскрывать ладонь, массировать пальцы, игры с каменными и металлическими шарами. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функцию высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улуч­шить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

На занятиях физкультурой, воспитатель объясняет ребёнку для чего выполняются некоторые упражнения, например, на развитие правильного дыхания и в общих чертах объяснять, на что влияет дыхание.

В общеразвивающих упражнениях дыхание производится при полноценном интенсивном по глубине вдоха и постепенном умерен­ном выдохе, который фиксируется произнесением звуков: уф-ф, шш, ух, урр, а также слов вниз, сели и т.п. По данным исследований, очень полезно произносить на выдохе гласные звуки, которые воздействуют на различные органы и мозг. Так, про­изнесения звуков:

Э — воздействует на железы, мозг и органы головы;

3 — глотка, гортань, щитовидная железа;

Д — воздействует на верхние доли легких;

О — воздействует на среднюю часть груди;

ОУ — нижняя часть легких, сердце, печень, желудок;

О — влияет на диафрагму, печень, легкие;

И — улучшает функцию почек;

ОО — ИИ — улучшает деятельность сердца.

Немаловажны упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса, которые способствуют укреплению мышц брюшного пресса, предохранению внутренних органов от сотрясения, препятствуют застою крови в венозных сосудах. В доступном виде ребёнку объясняются функции этих упражнений. Всё это следует осуществлять в игровой форме.

5-6 лет (старшая группа)

В 5-6 лет ребёнка знакомят с возможностями детского организма, а также с правилами ухода за телом.

В нём формируют, благодаря серии бесед мотивационную направленность соблюдение ЗОЖ.

Побуждают самостоятельно следить за чистотой тела, одежды и обуви, а также аккуратности прически.

В этом возрасте ребёнка знакомят с принципами организации общеразвивающих упражнений (общеразвивающие упражнения начинаются с исходного положения — правильного положения тела, необходимого для их выполнения.

Дети знакомятся с функциями упражнений на равновесие и на выносливость. Использование в работе с детьми упражнений на тренировку функции равновесия перекрестные движения, гимнастика для кисти руки и т.д. совершенствуют деятельность нервной системы ребенка.

6-7 лет (подготовительная группа)

Воспитатель знакомит ребёнка с влиянием освещения на зрение. Рассказывает о влияние телевизора и компьютера

В возрасте 6-7 лет ребёнок формирует представление об организме в целом и владеет навыками ЗОЖ, доступным его возрасту.

Закрепляет внимание к правильной осанке, правильной позе за столом.

К этому времени у ребёнка должна быть выработана привычка к поддержанию чистоты и порядка.

У ребёнка формируется представление о необходимости физической культуры, и её месте в обеспечении здоровья.

Воспитатель знакомит ребёнка с некоторыми принципами самомассажа, как мануальным (ручным), так и ножным. Например, ребенку предлагается обхватить плечи руками (кисть левой руки кладется на правое плечо, кисть правой руки -- на левое) -- «обнимем себя» и погладим (кисти рук перемещаются от пред­плечья вниз и вверх вдоль руки; руки сжаты в кулак — косточками пальцев потереть ладони, стопы); «помоем ушки» (имитация, которая позволяет хорошо помассировать ушную раковину, мочки и т.д.).

В этой группе закрепляются те знания, навыки и умения. усваиваемые в предыдущих группах.


 

[1] Цит. по: Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478, [1] с.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»