4 - 5 марта 2014 года Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова провели Межрегиональную научно-практическую конференцию "Теория и практика выявления и развития одаренности у детей дошкольного и школьного возраста".

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

4 - 5 марта 2014 года АСИ и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова провели Межрегиональную научно-практическую конференцию.

 

4 - 5 марта 2014 года Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова провели Межрегиональную научно-практическую конференцию "Теория и практика выявления и развития одаренности у детей дошкольного и школьного возраста".
 

4 - 5 марта 2014 года Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова провели Межрегиональную научно-практическую конференцию «Теория и практика выявления и развития одаренности у детей дошкольного и школьного  возраста».

 

Первый день работы конференции

Пленарное заседание «Теория и практика выявления и развития одаренности у детей дошкольного и школьного возраста».

 

Открыл конференцию Яблонский В.Б., директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив. В своем выступлении он сказал" Задачи агентства -- поддержка конкретных проектов. Мы должны помочь автором перейти от проектов к конкретным мерам их реализации.

Направление, которое мы сегодня с вами обсуждаем -- чрезвычайно востребовано. Но за технологизацией мы не должны потерять содержание. Мы должны задействовать некие типовые элементы, чтобы реализовать проект. В этом отношении опыт каждого здесь присутствующего чрезвычайно полезен.

Мы рассчитываем, что обсуждая вопросы и рассказывая о своем опыте, вы не только представите самоотчеты, но и конкретные предложения, которые можно будет включить в резолюцию.

У нас есть право выявить наилучший региональный опыт и рекомендовать его к использованию. Желаю вам хорошего рабочего дня!

 

Свешникова Нина Аркадьевна, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России. Она отметила важность темы "Одаренный ребенок" и указала на то, что в большинстве регионов разработаны программы, посвященные этой теме.

В 2013 году был подготовлен Ежегодный доклад по реализации комплекса мер. Комплекс мер всколыхнул регионы.

Нам всем повезло, что этот проект попал под крылышко Агентства социальных инициатив.

Я тоже уповаю на то, что в результате нашей совместной работы сегодня и завтра будут выдвинуты совершенно конкретные предложения: в частности, сейчас уже утвержден статус федеральной инновационной площадки и , если в процессе работы будет решено создавать такую площадку, будет очень неплохо.

Ещё мне хотелось отметить следующий момент: очень важным инструментом является пресса. Если понадобится размещение материалов конференции на страницах педагогической прессы -- мы поможем.

 

Самойлов Юрий Николаевич, Исполнительный директор Всероссийской организации качества (ВОК), член комитета по качеству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Тема - важная. Талант - хорошо. Но давайте задумаемся для чего?

Сегодня наше сообщество сделало мощные наработки по устойчивому развитию. Мы обследовали две железные дороги, обнаружив, что абсолютно утеряны навыки общения с людьми. В результате мы пришли к выводу, что без воспитания понимания устойчивого развития мы воспитаем эгоистов. Поэтому воспитывая одаренность мы должны исходить из базовых нравственных принципов.

 

Савенков Александр Ильич, Доктор педагогических и психологических наук, профессор, директор института Педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета. «Психология детской одаренности».

Если раньше, как факторы государственной стабильности рассматривались территории и сырье. Сегодня же это -- человеческий потенциал.

Прежде, чем начать говорить об одаренности, стоит вспомнить, что обычно под этим подразумевают. Говорят одаренные дети, талантливые дети. В чем отличие одних от других? Я для себя ответил на этот вопрос следующим образом: одаренные дети -- те, у которых есть задатки, тогда как талантливые дети - те, которые реализовали свои задатки.

С точки зрения продуктивности правильнее говорить детская одаренность, а не одаренный ребенок, так как мы сразу же загоняем себя и ребенка в ненужные рамки.

1. Концепция одаренности

Любой, кто сталкивался с этой проблемой понимает, что есть концепция одаренности (в науке). В быту возникает вопрос, а что такое одаренный ребенок?

У профессионала концепция эксплицитная, у непрофессионала - имплицитная.

Под одаренностью современная психология понимает совокупность трех факторов:

интеллект

креативность

мотивацию, которые в свою очередь описываются двумя ... могу и хочу.

Интеллект измеряется в iq, хотя все ругаются, но пока это хорошо работает.

Однако, интерес к одаренности появился относительно недавно. До этого считали, что о ней не стоит говорить, а следует говорить о мотивированности.

2. Диалектика одаренности.

Если я понимаю, что измерять, подобрать инструменты для меня не составит труда. У нас почему-то диагностика возложена на психологов. Во многих странах - диагностику осуществляют не только психологи, но и педагоги, и родители.

Практики понимают, что если правильно отобрать контрольную группу (обеспеченная семья, образованные родители и т.п.), то и результат скорее всего будет хороший, а диагностика - ширма.

Если бы психология была сегодня наукой, то есть стала бы чем-то вроде биологии, то и результаты, которые бы получались в ходе исследований обладали бы научной достоверностью, то тогда бы эта диагностика имела бы место.

К сожалению, сегодня элитарное образование рядится сегодня в образование для одаренных.

3. Проблемы прогнозирования развития.

 Сегодня прогнозирование в этой области отсутствует, так как невозможно ответить на вопрос, что этот ребенок будет так же развиваться в дальнейшем?

Для людей с нашей ментальностью дар и успех - разъединены, если не противоположны. Для англо-саксонского менталитета такое разведение невозможно.

Сегодня очень много изменилось в оценке интеллекта.

Есть книга Стернберга Р. "Интеллект жизненного успеха".  Он писал, что IQ - нужен для будущих инженеров и ученых. Для политиков он вреден.

Раньше считалось, что для одаренности важна креативность. Однако уже давно стало ясно, что креативные люди неуспешны в школе, и очень часто неуспешны во взрослой жизни.

Реальные достижения тоже пытались рассматривать, как показатель прогноза одаренности, но и это не работает. Известно, что отличники далеко не самые успешные люди.

Ввели понятие эмоциональный интеллект. Конфуций как-то сказал, что в обществе устроенном честно - стыдно быть бедным. В обществе устроенном нечестно - стыдно быть богатым.

Несмотря на все вышесказанное, прогнозы мы разрабатываем.

4. Проблемы обучения и развития

Можно ли повлиять на одаренность? Для педагога -- ответ очевиден: да. Но, если мы углубимся, то все окажется не так просто.

В исследованиях ученых из Новой Зеландии обнаруживается, что интеллект растет от поколения к поколению.

Разговоры о содержании образования. Считается, что одаренность увеличивается за счет расширения знания. Однако, и это вызывает вопросы. Поэтому важно и нужно продолжать исследования.

 

Карпова Светлана Ивановна, Доктор педагогических наук, профессор кафедры Психология образования, зам. директора института Педагогики и психологии образования МГПУ. «Управление общеобразовательной школы как фактор развития детской одаренности».

Анализ современных тенденций развития отечественной системы образования свидетельствует о том, что на уровне общего среднего образования социальный заказ общества на интеллектуальную, творческую и социально активную личность выражается в ориентации деятельности общеобразовательных организаций на развитие одаренности учащихся. Реализуемая в школьном возрасте детская одаренность во многом служит предиктором будущей профессиональной и жизненной успешности человека.

Современную общеобразовательную школу следует рассматривать как организацию социальной сферы, эффективность деятельности которой оценивается в соответствии с её способностью удовлетворять социальный заказ общества на интеллектуальную, творческую и социально активную личность, предоставлять высокого качества образовательные услуги и эффективно действовать в социуме.

Приоритетными являются вопросы о том: как органично встроить работу по развитию детской одаренности в текущий образовательный процесс школы, регламентированный большим количеством нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; как обеспечить индивидуализацию  содержания, форм организации и методов учебной и внеучебной работы с детьми различного уровня и типа одаренности; как наладить взаимодействие с родителями; как выстроить работу с педагогическим коллективом школы по повышению уровня профессиональной компетентности в области диагностики и развития детской одаренности в современной образовательной среде  - нуждаются в специальных педагогических исследованиях.

 В связи с этим построение концепции и модели  управления современной общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности, является актуальной задачей современной педагогической практики.

В ходе проведенных исследований, было доказано, что эффективности управления общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности,  будут способствовать следующие условия:

-                   опора на общетеоретические подходы и принципы, применимые в отношении управления организаций социальной сферы;

-                   ориентация на развитие детской одаренности как интеллектуально-творческого потенциала, присущего каждому учащемуся и выстраивания деятельности школы с учетом целей, задач и показателей оценки эффективности работы по выявлению и развитию  детской одаренности, представленных в долгосрочной  федеральной целевой программе «Одаренные дети» (подпрограммы «Дети России»);

 - реализация концепции управления школой на основе интеграции

системного и процессного подходов, позволяющей органично встроить психолого-педагогическую работу по развитию детской одаренности в общий образовательный процесс с учетом требований ФГОС, индивидуальных особенностей учащихся и запроса родителей;        

-  моделировании управления  школой на базе:

·                    корневой модели бизнес-процессов школы (управляющих,  операционных, поддерживающих), необходимых для организации и управления образовательной деятельностью, ориентированной на развитие детской одаренности;

·                    классификатора бизнес-процессов  школы, составленного на  основе корневой модели, включающего все бизнес-процессы с выделенными  целями, задачами, результатами и моделями каждого бизнес-процесса;

·                    схемы соотнесения классификатора бизнес-процессов со структурными подразделениями школы и их функционалом;

·   определения бизнес-процесса школы как процесса преобразования ученика в соответствии с  социальным заказом общества на интеллектуальную, творческую и социально развитую личность на входе (при поступлении в школу), в выпускника, обладающего необходимым уровнем подготовки, соответствующим  требованиям ФГОС и запросу общества, на выходе (при выпуске) из школы;

·   возможности трансформации модели управления школой с учетом региональной специфики и индивидуальных особенностей  образовательнойорганизации;

·   реализация модели управления на основе научно-методического обеспечения, направленного на развитие детской одаренности;

·   рассмотрение в качестве основного критерия эффективности управления школой наличие положительной динамики в уровне развития детской одаренности, определяемой в ходе процесса его систематической пролонгированной оценки.

В процессе развития  детской одаренности необходимо ориентироваться на три ее составляющих, выделенных в современной психологии:  общий интеллект, креативность, социальный интеллект.

Основными направлениями педагогической работы  по формированию и развитию интеллектуально-творческого потенциала и социально значимых личностных качеств учащегося, являются:

-     развитие  уже имеющихся, но не полностью реализуемых, общих психосоциальных и когнитивных способностей;

-  развитие через актуализацию в образовательном процессе когнитивных и психосоциальных способностей, в данный момент отсутствующих, но которые могут быть сформированы в ближайшем будущем.

Под управлением современной общеобразовательной школой, ориентированной на развитие одаренности учащихся, следует понимать процесс саморазвития системы её структурных элементов, направленный на постоянное совершенствование педагогической деятельности с учетом актуальных и перспективных требований общества к личностным качествам учащихся и выпускников.

Основным критерием эффективности модели управления следует считать наличие положительной динамики в уровне развития детской одаренности, определяемой в ходе процесса систематической пролонгированной оценки.

Успешность управления процессом формирования и развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося зависит от:

-                   своевременной и точной диагностики уровней развития его психосоциальных и когнитивных составляющих;

-                   особенностей организации и содержания образовательного процесса, включающего в себя  методы обогащения содержания учебной деятельности;

-                   активного использования в образовательном процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-                   от выстроенного по лонгитюдному типу отслеживания процессов формирования и развития интеллекта, креативности и социально значимых личностных качеств на всех этапах обучения.

 

Зацепина Мария Борисовна, Доктор педагогических наук, проф. кафедры Начального образования и педагогических технологий, рук. Лабораторией творческого развития личности НОЦ «Инновационных технологий и творческого развития личности» при Педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова, академик МАНПО. «Формирование одаренности у детей в условиях взаимодействия образовательных организаций и учреждений дополнительного образования».

Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовую культуру снизила возможность развития этого ресурса. В условиях быстро меняющейся действительности общество ждет от системы образования нового поколения профессионально компетентных специалистов и социально активных граждан. Наибольшее влияние одаренные люди оказывают на динамику и качество социальных реформ в переломные этапы развития общества, во многом обеспечивая как конструктивные направления, так и плавный ход этого движения.

Только современная реформа дошкольного образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей. Ведь талантливая молодежь – это будущая национальная и профессиональная элита, поэтому работа с одаренными и высокоинтеллектуальными детьми становится крайне необходимой. При этом девизом работы с одаренными детьми должны стать слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце - надо только, чтобы оно светило».

Стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего поколения, выдвигает в число приоритетных задач современной системы дошкольного образования ускорение темпов развития одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого ребенка. Ученые и практики в области педагогики одаренности отмечают, что задача состоит не в создании специализированных программ, развивающих те или иные грани детской одаренности, а в личностном развитии одаренных детей, создавая им возможности и условия становиться креативными специалистами. Таким образом, проблема привлечения детей и молодежи в детские объединения учреждений дополнительного образования для развития художественно-творческих способностей, трудового и нравственно-патриотического воспитания, формирования умения использовать свое свободное время в социально значимых целях, выявления и поддержки талантливых учащихся и детей, проявивших выдающиеся способности, приобретает значимое моральное содержание и высокое государственное значение.

В деятельности ГБОУ Центра творческого развития и гуманитарного образования «Экономика- культура - образование» Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы (далее Центр «ЭКО» или Центр) накоплен положительный опыт в условиях взаимодействия образовательных организаций и данного учреждения дополнительного образования (воспитанниками являются дети из 54 образовательных учреждения г. Москвы и Московской области).

Анализ работы учреждения за последние годы показал, что неубедительными представляются аргументы о неудачном территориальном расположении Центра, его удаленности от жилых массивов не позволяют успешно решать вопросы комплектации. При правильной организации набора воспитанников в студии, эффективной рекламной компании и, самое главное, при творческой, заинтересованной работе коллектива педагогов дополнительного образования можно добиться хороших результатов. Для этого необходимо регулярно анализировать итоги комплектования и работу по сохранениюконтингента учащихся в течение учебного года.

Полученные данные ясно показывают, что сотрудничество Центра со средними общеобразовательными школами, средними специальными (профессиональными) учебными заведениями (колледжами) и негосударственными образовательными учреждениями носит разно уровневый характер активности, оно неоднородно по своему содержанию и довольно часто не свидетельствует о двусторонних заинтересованных связях.

Дает положительный результат информация о деятельности учреждения, в которой обучающиеся и выпускники освещают и рекламируют работу Центра «ЭКО», приглашают приходить заниматься своих друзей, знакомых, одноклассников и родных. В принципе то же делают и родители учащихся, когда общаются с кругом своих знакомых и друзей, выступая в качестве добровольных помощников, пропагандируют деятельность творческих мастерских и студий.

Планируется постепенно развитие сотрудничества с СОШ, составляющими основную базу комплектования детских объединений Центра, строить на договорной основе, что позволит закрепить сложившийся уровень взаимодействия, определить взаимовыгодные формы развития двусторонних отношений и выработать действенные методы и формы совместной работы. Уже разработан примерный Договор о сотрудничестве Центра «ЭКО» и СОШ. Процедуру подписания документа целесообразно проводить в торжественной обстановке или приурочить к крупным мероприятиям или красным датам календаря.

Особое внимание руководство Центра уделяет работе с администрацией учебных заведений, расположенных в непосредственной близости. Расширяется присутствие в информационном пространстве этих СОШ, проводятся мастер-классы в школах, приглашаются школьники для участия в Днях открытых дверей и других мероприятиях, которые проводятся в Центре; педагоги дополнительного образования участвуют в родительских собраниях, классных часах, внеурочных мероприятиях;активно распространяют информационно-рекламные материалы о творческих объединениях. Изучаются вопросы расширения сфер сотрудничества по линии библиотеки, музея, выставочного зала.

Конечно же, в работе Центра имеется ряд внутренних проблем и некоторые резервы для повышения эффективности деятельности структурных подразделений самого Центра «ЭКО». В первую очередь речь идет об организационной составляющей обеспечения учреждения по проведению комплектования и набора. Без четкой организации деятельности коллектива, педагогов дополнительного образования, методистов, администрации Центра, руководителей структурных подразделений добиться качественного улучшения основных показателей результатов в наборе не возможно. При этом одним из решающих факторов, определяющим успех кампании по набору обучающихся, является организация воспитательно-образовательного процесса в детских объединениях. Во многом качественная работа студии на высоком профессиональном уровне зависит от компетенции педагога, его знаний и умений проявлять творческий, неформальный подход к проведению занятий, любовь к детям, стремление передавать им секреты своего мастерства; достижения студийцев – все это и будет служить притягательной силой для новых воспитанников Центра.

Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил МЭР и РАН. «Информационная образовательная среда как средство развития одаренности ребенка», академик МАНПО..

1. Согласно ФГОС "Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения".

2. При этом информационно-образовательная среда формируется в каждом образовательном учреждении.

3. Предполагается, что она будет формироваться в зависимости от программы, которую выберет та или иная дошкольная организация, однако, это в сильной степени будет зависеть от места и от людей, уровня их образования, интереса и финансовых возможностей. Фактически, информационно-образовательная среда является отражением представлений на местах о современном развитии образовательной системы.

4. Если в образовательной системе нет однозначного отношения к одаренности, то на местах среда не будет сформирована таким образом, как этого ожидает от неё, к примеру, директор Сколково.

5. Во многих программах описывается информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения, однако, фактически ни для одной из программ на сегодня не создана система, если не считать системой соединенные в сеть компьютеры, проекторы и проч.

6. Вместе с тем, в 2012 году при поддержке МОН РФ был реализован проект "Информационно-образовательная среда методической поддержки дошкольного образования "Виртуальный детский сад". Этот проект был разработан для программы "Шаг в будущее", ориентированной на подготовку одаренного ребенка в условиях нарастающих изменений, в том числе и изменений среды, однако, по условиям, информационно-образовательная среда может быть использована любой программой. В частности сегодня она адаптируется под программу "Шаг за шагом" по просьбе российского представительства программы и для Отдела катехизации РПЦ для епархиальных детских садов.

7. Характеристики среды. Среда рассчитана на действия в двух режимах:

·                    В условиях ДОО

·                    В условиях семьи

 

8. Различные формы взаимодействия с ребенком:

·                  беседы

·                  выставки

·                  занятия

·                  игры

·                  познавательно-исследовательскую деятельность

·                  праздники

·                  прогулки

·                  экскурсии

·                  самостоятельная  деятельность

·                  чтение художественной литературы

9. Для различных возрастных групп:

·                  1-я младшая (2-3 года);

·                  2-я младшая (3-4 года);

·                  Средняя (4-5 года);

·                  Старшая (5-6 лет);

·                  Подготовительная (6-7 лет).

10. Для всех образовательных областей по ФГТ и ФГОС подготовлены методические материалы, позволяющие любому воспитателю, где бы он ни находился, быстро и качественно подготовиться к взаимодействию с детьми. Методические материалы обеспечены изобразительными, текстовыми, аудио и видео ресурсами, а также перечнем необходимого оборудования, что позволяет автоматизировать учет потребностей для ДОО на различные временные отрезки. Всего в среде имеются:

              3644 конспектов;

               7000 медиа-объектов;

               3000 единиц материалов и оборудования, игр и игровых комплексов.

11. Среда имеет серию приложений в виде:

·         конструктора сайтов ДОО (с автоматизацией отчетных позиций, например, отчетов в Роскомстат) ;

·         портфолио участников образовательного процесса с системой рейтингования;

·         портфолио ребёнка, с возможностью последующего его использования для школы.

12. Система и Программа прошла апробацию и приемку в МОН РФ, а также была поддержана родителями, проживающими за рубежом (Германия, Израиль, США); одобрена Международной Ассоциацией  педагогов музыкального образования при ООН и двумя комиссиями Общественной палаты РФ.

 

Кофе-брейк

Комарова Тамара Семеновна, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, проф., зав. каф. Начального образования и педагогических технологий, директор НОЦ «Инновационных технологий и творческого развития личности» при Педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова, академик МАНПО. «Технология поиска и выявления одаренных детей и талантливой молодежи»

Эволюция понимания одаренности

Психология детской одаренности - книга А.И. Савенкова.

Мейман. Почему дети не умеют рисовать

В мире накопилось понимание того, что изобразительная деятельность лежит в основе развития умственной деятельности.

Мейман выявил девять причин:

1. Отсутствует воля к анализирующему видению

2. Анализирующее видение тяжело дается человеку

3. Неудовлетворительность памяти на формы и краски

4. Неспособность сосредоточить внимание на зрительных вспоминаемых образах

5. Неудовлетворительность координации зрительных образов

6. Недостатком координации рук и др.

Выявив девять проблем, он понял, что это - путь к преодолению проблем.

С чего начинается одаренность?

Психологи любят затуманивать... Они говорят о задатках, часто не поясняя, что же такое задатки.

Я считаю, что задатки - органы чувств.

Эти процессы сегодня изучают разные

В.И. Слободчиков пришел к выводу: если у ребенка развиты образные представления, он получает колоссальный импульс.

На каждом возрастном этапе молодежь приобретает навыки и развивает способности. Но потом возникают другие способности.

Волков Олег Гаврилович, Профессор, зам. директора Чебоксарского политехнического института (филиала) ВПО «Московский государственный машиностроительный университет». «Организация и реализация республиканского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ».

Эндюськина Альбина Николаевна, Директор МБУ «Центра мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения  города Новочебоксарск Чувашской Республики», почетный работник общего образования Российской Федерации. «Формирование муниципальной комплексной системы выявления задатков, сопровождения и преемственности развития одаренных детей в городе Новочебоксарск».

Первая попытка систематизировать процессы.

В г. Чебоксары - 120 000 человек, 17 школ, 42 ДОУ плюс учреждения дополнительного образования.

Принята муниципальная программа "Одаренные дети".

Московцева Галина Алексеевна, Заведующий МДОУ «Детский сад №45 «Журавлики» города Новочебоксарска Чувашской Республики». «Опыт организации работы с родителями детей-дошкольников по выявлению и поддержке развития задатков и сильных склонностей».

1. Подготовка педагогического состава.

2. Индивидуальные карты развития ребенка.

3. Снижается время манипуляции с отдельными предметами.

Группы формируются смешанные.

Ярких детей видно сразу. С ними работа, как велась, так и ведется. Наша задача искать одаренность там, где мы прежде не искали.

В завершение пленарного заседания, представитель Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Свешникова Нина Аркадьевна ответила обобщила выступления и ответила на вопросы.

Сегодняшняя конференция очень важна. Она дала нам сплав науки и практики. Более того, мы увидели, что есть реальная возможность создать  по обсуждаемому проекту Федеральные инновационные экспериментальные площадки. Для этого нужно описать процессы и оформить документы.

Чтобы наш проект был успешным необходимы три составляющие:

Первая. Очевидно, что грамотный руководитель решает многое и ведет за собой коллектив. Такой руководитель - есть.

Вторая составляющая успеха -- научное руководство. Оно также обеспечено на высоком уровне.

Третье - кадры. Мне приятно слышать, что руководители проекта занимаются подготовкой кадров.

Мне хотелось бы остановиться отдельно на нормативно-правовом аспекте.

Вступил в силу закон об образовании, который регламентировал услуги дошкольных образовательных организаций. Приняты САНПиНы. Частный предприниматель впервые получил возможность организовывать частные детские сады в жилых помещениях.

Коллеги, которые выступали раньше смешали дополнительные образовательные услуги в ДОУ и дошкольное образование, которое может оказывать услуги.

Палитра участников образовательного процесса стала шире. Однако, нам предстоит выяснить где дополнительное образование и где дошкольное? МОН готовит письмо о том, как в 12-часовом стандарте ДОУ предусмотреть место образовательных услуг.

Повышение качества переподготовки кадров. Для нас это чрезвычайно важно, так как кадры тесным образом связаны с проектом программы -- ключевого документа деятельности детского сада. Важно посмотреть, как это делается.

Все перечисленные вопросы - продолжение нашей конференции. Одна из задач конференции -- выявить технологии. Озвученные сегодня проблемы позволяют поднять процессы на принципиально иной уровень. Что из технологий позволит тиражировать успешные практики?

Сегодня я услышала о информационной образовательной среде методической поддержки , которая делалась при поддержке Министерства образования. Развитие этой программы с учетом одаренности могло бы стать реальной общей программой дошкольного образования.

Пленарное заседание завершилось круглым столом, на котором представители регионов поделились своим опытом.

Круглый стол:

Агличева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, советник руководителя аппарата ОПРФ, доцент МГГУ им. М.А. Шолохова; тренер Московской академии дошкольного образования (МПАДО).

Я хотиела бы познакомить присутствующих с одним из проектов, который сегодня реализуется на базе нескольких фондо. Проект "Технологии будущего" стартовал в 2008 году. Он представляет собой сеть площадок научно-технического творчества. Основные направления: образовательная робототехника, экология, дизайн, промышленная экология и проч.

На площадках мы выбираем одну из перечисленных тем, оснащаем под неё площадку. Проводим межрегиональные соревнования.

Мы действуем исходя из:

1. Командного подхода

2. Тренировки коммуникативных навыков

3. Доступность

4. Позитивность.

Сегодня действует 21 площадка в 7 регионах.

Проект наш долгосрочный. Не хочу отнимать время у присутствующих. Кто заинтересован в сотрудничестве - подходите и присоединяйтесь.

 

Фахретдинова Флорида Рашидовна, Директор НПМЦ развития образования. Института развития образования Республики Башкортостан. Лучшие региональные практики по реализации Концепции создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

С 2002 года мы занимаемся проблемой одаренности по методикам А.И. Савенкова. За это время мы особое внимание уделилил следующим направлениям:

1. Формирование информационно-образовательного портала.

2. Разработка карты одаренности, где выделили 8 видов одаренности.

3. Разработали методику экспресс-диагностики одаренности (творческая шкала Мизули).

4. Ведем системный мониторинг одаренности и педагогов.

5. Разработали УМК: "Психолого-педагогические основы детской одаренности и методы ее развития"

Не каждый педагог способен вести работу с одаренными детьми.

Очень благодарна АСИ, которое позволило познакомиться с современными теориями одаренности.

В заключение хотелось бы отметить, что очень плохо мы обеспечены книгами.

 

Жигайло Анатолий Васильевич, Кандидат педагогических наук,  директор ГАОУ ДОД Центра для одаренных детей «Поиск» Ставропольского края. Создание региональной модели выявления и развития молодых талантов в системе дополнительного образования.

Наг центр охватывает  11000 детей из 250 тысяч.

В Олимпиадном движении задействовано 100 000 школьников. Из них лишь 15 000 мониторятся.

Послед создания сети, необходимо педагогическое сопровождение.

Обучение. В этом направлении очень много проблем. Сначала надо решить, что мы развиваем.

В центре реализуется 29 программ. Мы начинаем с дошколки.

Мониторинг индивидуальных особенностей школьников. Начинать надо с 1 класса.

49 методик мы оцифровали. Правовых основ здесь нет.

Мы создали свою систему:

1. Диагностика.

2. Аналитика.

3. Принятие решений.

4. Электронная карта школьника.

Учителю интересно знать, какие параметры есть у ребенка.

Если эти данные точны, то педагогу легче работать.

У нас есть данные по всему краю.

Шесть психологических вопросов, которые ставтся перед психологами, наконец-то становятся реальными.

 

Копелева Татьяна Ивановна, Директор регионального центра "Одаренные дети" Самарской области.

 

Вершинина Ирина Павловна, Заведующая региональным НМЦ по работе с одаренными детьми Ульяновской области

 

Федорова Тамара Трофимовна, Начальник управления общего образования Министерства образования Республики Татарстан

 

Сырцов Виктор Викторович, Директор Автономной некоммерческой организации "Дом учителя УРФО" Свердловской области

 

Смирнова Надежда Сергеевна, Директор департамента «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив по продвижению проектов.

Подведение итогов первого дня работы конференции

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»