28 февраля прошел круглый стол в Общественной Палате РФ

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Экспертный семинар по итогам второго этапа проекта "Информационная среда методической поддержки дошкольного образования

"Виртуальный детский сад"

 

28 февраля 2013 года в ОП РФ состоялся Экспертный семинар по итогам второго этапа проекта "Информационная среда методической поддержки дошкольного образования "Виртуальный детский сад".Организаторами семинара выступили ЗАО «Е-Паблиш», Центр «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» МГГУ им. М.А. Шолохова при поддержке Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Фонда «Моё поколение», Международного Фонда «За выживание и развитие человечества».К участию приглашены: Е.А.Тополева-Солдунова Председатель Комиссии Оп РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Л.Н. Духанина, заместитель Председателя Комиссии Оп РФ по развитию образования, Комарова И.И. к.и.н., ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития и РАН, главный редактор портала "РуСобр", Баландин Д.Л., руководитель Проекта "Виртуальный детский сад», Комарова Т.С. профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, эксперты, специалисты по дошкольному воспитанию, родители.

На семинаре в ОП присутствовали представители детских садов Нижегородской области, Москвы и Московской области, которые уже работают в системе по поручению Министерства образования и науки.

 Семинар открыла помощник руководителя аппарата Общественной палаты РФ, к. психол.н., эксперт общественной программы «Детство» И.В. Агличева, которая познакомила присутствующих с проектом и результатами обсуждения его в ОП РФ. В, частности, она сказала: "Во всем мире уже несколько десятилетий идет поиск эффективных технологий, концепций, методов и методик образования и развития детей. Появляются новые подходы, проекты в отечественном дошкольном образовании. Один из нихпроект "Виртуальный детский сад" созданный по заказу Министерства образования и науки РФ в 2012 году. Проект апробирован в 60 дошкольных учреждениях пяти регионов Российской Федерации. У участников проекта есть ясное понимание тоо, что необходимо максимально учитывать все возможности и особенности детства в диапазоне от нуля до трех, и от четырёх до шести лет и исключить невосполнимые в ходе раннего воспитания потери".

 Затем профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, Т.С. Комарованаучный руководитель Проекта «Виртуальный детский сад» – познакомила участников семинара с историей проекта, рассказала как подбирался авторский коллектив, представила его членов и рассказала об интеграции различных курсов Проекта в общий контекст.

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Лоллиевич Баландин, руководитель Проекта «виртуальный детский сад», подвел итоги первого этапа и обнародовал план следующего этапа Проекта. Он отметил, что на сегодняшний день в рамках Проекта были реализованы следующие компоненты системы:

      Разработаны инструменты управления ДОУ (паспорт ДОУ, портфолио сотрудников, самооценка ДОУ, планирование и отчетность ДОУ);

      Разработаны и включены в систему инструменты образовательной работы ДОУ (3600 конспектов, 7000 медиаобъектов, 3000 описаний оборудования и материалов, образовательные программы);

      Разработаны, но пока не автоматизированы инструменты диагностики и мониторинга качества образовательного процесса.

Д.Л. Баландин рассказал о перспективах развития проекта.  Первой и основной задачей следующего этапа он назвал апробацию Информационной среды (март 2013 г.). Апробация будет проходить в Москве, Московской, Новгородской, Нижегородской и Смоленской областях.

Доработку по результатам апробации планируется провести в апреле – август 2013 г., а запуск промышленной эксплуатации Информационной среды «Виртуальный детский сад» запланирована на сентябрь 2013 года.

Дальнейшими шагами по развитию проекта в ближайшем будущем будут:

·        Загрузка в систему программ «Шаг за шагом», «Православный детский сад», «Шаг в будущее» и др.;

·        Разработка и включение в ИС конспектов для малокомплектного детского сада;

·        Разработка конспектов под игровые комплексы;

·        Разработка конспектов для родителей;

·        Расширение медиатеки;

·        Включение в ИС системы диагностики и мониторинга, которые разработаны на теоретическом уровне, но требуют автоматизации.

 

 Ирина Ильинична Комарова дала обзор содержательного наполнения Информационной среды «Виртуальный детский сад»: курсы всех областей ФГТ, а также связанных с этими курсами медиаресурсов. В своём выступлении Ирина Ильинична остановилась на концепции формирования контента информационной среды, на этапах её наполнения и на задачах, стоящих перед авторским и редакторским коллективами. Можно выделить несколько задач:

1. Разработать конспекты занятий, бесед, игр, прогулок, экскурсий, праздников, чтобы облегчить работу воспитателей, особенно в дальних детских садах и с таким условием, чтобы у воспитателей был выбор.

2. Обеспечить эти конспекты требующимися наглядными пособиями: иллюстрациями, текстами, видеозаписями, фильмами, аудиозаписями, нотами с таким условием, чтобы у воспитателей был выбор.

3. Предоставить воспитателям возможность подбирать оборудование и в перспективе заказывать его, а также оказывать давление на недобросовестных поставщиков и продавцов.

Особенно подробно И.И, Комарова остановилась на медиатеке. Она сказала, что медиатека начала формироваться параллельно с написанием конспектов, что существенно осложнило работу.

К медиатеке были предъявлены требования, которые заключались в следующем:

• Избыточность и вариативность;

• Качество предоставляемых ресурсов;

• Видовая полнота ресурсов, чтобы можно было полностью обеспечить образовательный процесс.

Были отмечены два фактора:

1.      система предоставляет возможность осуществлять рейтинг медиаобъектов: учет числа скачиваний и использования в конспектах. Кстати, и для конспектов осуществлена система рейтингования, которая позволяет со временем, по мере накопления статистических данных выявить лучших авторов.

2.      легальность контента, которой авторы проекта уделили особое внимание.

База данных оборудования формировалась так, чтобы обеспечить качество и помочь администрации дошкольного учреждения и родителям ориентироваться в современном состоянии рынка детских товаров.

 На круглом столе всплыл вопрос, что делать, если в детских садах идут повальные сокращения музыкальных работников, физкультурных работников, психологов, медсестёр и других специалистов, отвечающих за дополнительное образование. По мнению присутствующих эти тенденции будут увеличиваться и воспитателю придётся выполнять все, несвойственные ему функции.

После выступлений состоялась заинтересованное обсуждение проекта, в результате чего присутствующие отметили, что работа осуществлена громадная, в сложившейся в стране ситуации ВДС, пожалуй, беспрецедентный пример программы, позволяющий снизить образовательные и коррупционные риски системы образования.

Презентации:

Презентация Д.Л.Баландин

Презентация И.И.Комаровой

Презентация М.Н. Братухиной

 

Программа круглого стола

  • Открытие круглого стола И.В. Агличева, Т.С. Комарова.
  • Результаты первого этапа и план развития проекта. Д.Л. Баландин.
  • Обзор ресурсного наполнения Проекта: конспекты, медиатека, материалы и оборудование. И.И. Комарова.
  • Выступления авторов конспектов:
  • 1.     Братухина М.Н. Чтение художественной литературы. Концепция, реализация, подбор медиаресурсов, связь с другими образовательными областями, использование в ДОУ разных типов.

  • 2.     Губанова Н.Ф. Игра. Концепция, реализация, подбор медиаресурсов, связь с другими образовательными областями, использование в ДОУ разных типов.

  • 3.     Зацепина М.Б. Музыка. Концепция, реализация, подбор медиаресурсов, связь с другими образовательными областями, использование в ДОУ разных типов.

  • Комарова Т.С. Художественное творчество. Концепция, реализация, подбор медиаресурсов, связь с другими образовательными областями, использование в ДОУ разных типов.

 

Список приглашенных гостей круглого стола

 

Белоусова Римма Юрьевна

Заведующая кафедрой дошкольного воспитания НИРО

Н. Новгород

Большакова Ольга Александровна,

заведующая МБДОУ детского сада № 4 "Пингвин"

Кстовский муниципальный район Нижегородской области

Братухина Марина Николаевна

Сотрудник кафедры Эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва

Гнилица Эльвира Алексеевна

заведующая МБДОУ детского сада "Колосок" п. Ждановский

 

Кстовский муниципальный район Нижегородской области

Губанова Наталья Фёдоровна

Автор игр Проекта

 

Демидов Алексей Александрович

Председатель МОО "Информация для всех"

СПб

Емельянова Светлана Алексеевна

воспитатель детского сада №  4 "Пингвин"

Кстовский муниципальный район Нижегородской области

Зацепина Марья Борисовна

Профессор кафедры эстетического воспитания МГГУ им. Шолохова

Москва

Зюзина Тамара Николаевна

доцент Кафедры здоровьесберегающего содержания образовательных технологий МИОО

Москва

Колосова Ирина Викторовна

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Комарова Тамара Семёновна

Зав кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. ШОлохова

Москва

Мутовкина Светлана Владимировна

методист управления образования

Сосновский муниципального района Нижегородской области

Нечаев Вячеслав Дмитриевич

Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва

Никитина Светлана Владимировна

зав. кафедрой педагогики и психологии Новгородского института развития образования

Н. Новгород

Новикова Галина Павловна

Визе-президент МАНПО

Москва

Окольников Фёдор Борисович

Заместитель директора методического центра Юго-западного окружного управления Департамента образования г. Москвы

Москва

Рубцова Ольга Владимировна

Ректор Академии инновационного образования и развития

Москва

Самборская Любовь Николаевна

председатель Родительской Общественности Бутово Северное

Москва

Сарвиро Юлия

Менеджер по социальным проектам компании Майкрософт

Москва

Слепцова Ирина Фёдоровна

Доктор наук, профессор

Москва

Соловьева Елена Борисовна

заместитель начальника Дирекции по информационным технологиям

Москва:

Соломенникова Ольга Анатольевна

Автор Познания Проекта

Москва

Степаненкова Эмма Яковлевна

Автор Физультуры Проекта

Москва

Тарасова Наталья Владимировна

руководитель Центра дошкольного, общего и дополнительного образования ФГАУ «ФИРО»

Москва

Тихонова Ирина Михайловна

зав. МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Сосновский муниципального района Нижегородской области

Ушакова Оксана Семёновна

Доктор наук, профессор

Москва

Шоронова Нина Васильевна

зав. МБДОУ детский сад «Зёрнышко»

Сосновский муниципального района Нижегородской области

Хохлов Владимир Борисович

Начальник управления образования администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»