Концепция области "Музыка "

Информационно-образовательная среда

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Концепция области "Музыка"

 

Автор Зацепина М.Б., д.п.н.


В задачи музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста включают:

- развитие музыкального восприятия;

- формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса;

- приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего само­стоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- развитие музыкальных способностей (ладовое чувство — способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; формирование чувства ритма, гармонии; оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии и узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Задача воспитателя — сформировать способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, от­ражающими звуковысотное движение. Способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении мелодии по слуху; вырабатывается музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить);

- воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

- развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;

- приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

- формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:

- эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;

- внимательно слушает ее;

- может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;

- слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;

- определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;

- может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;

- занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;

- поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;

-способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;

- держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует;

- умеет правильно распределять дыхание;

- овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах, может играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм.

Первая младшая группа (3-й год жизни)

Развивать у ребенка устойчивое слуховое восприятие, способность вслушиваться в музыку и понимать содержание музыкального произведения, а также формировать интерес к музыке. Приобщать ребенка к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать. Форми­ровать умение узнавать произведение по музыкальному вступлению, различать музыкальные характеристики образов программных произведений. Иметь запас любимых музыкальных произведений и желание их слушать.

Задача воспитателя в этой группе — учить детей проявлять активность при подпевании и пении, внимательно вслушиваться в песню и преодолевать трудности ее исполнения, испытывая при этом чувство удовлетворения и радости. Постепенно приучать ребенка к сольному пению.

Расширять эмоциональность и образность восприятия музыки через движения развивать у ребенка способность воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого (хлопать, притопывать ножкой, повороты кистей рук и т.д.); передавать образы: птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет; кошка крадется, лошадка бежит и т.п.; совершенствовать умения ходить, бегать (на носках, громко и тихо, высоко и низко, поднимая ноги; медленно и быстро подскакивать, полуприседая, прямой галоп); выполнять простейшие плясовые движения в кругу, врассыпную, лежа на ковре; в плясках и музыкальных играх передавать характер движений и менять их с изменением музыкального сопровождения.

Вторая младшая группа (4-й год жизни)

Познакомить ребенка с тремя основными сферами музыки: песней, танцем и маршем. Дать возможность ребенку осознать, что он самостоятельно может петь, танцевать и двигаться под музыку, слушать и творить ее. Учить детей вслушиваться и слышать музыку, эмоционально на нее откликаться, определять характер и выражать свое настроение в движении под музыку. Вызывать интерес к созданию сказочных образов, используя русские народные мелодии.

Создать условия для прослушивания музыкальных произведений, воспитывать желание слушать музыку, развивать эмоционально-образную отзывчивость, привлекая художественную литературу и изобразительное искусство. Примерный репертуар: «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Листопад» Т.Попатенко, «Осенью» С.Майкопара, «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского (из балета «Щелкунчик»); «Дед Мороз» Р. Шума- на, «Подснежники» В.Калинникова, «Весною»С.Майкопара, «Дождик» Г.Свиридова, «Со вьюном я хожу» — рус. нар. песня, «Солдатский марш» Л.Шульгина, «Марш» М.Жирбина, «Вальс» Д.Кабалевского, «Детская полька» М. Глинки, «Комаринская» П.Чайковского, «Дождик и радуга» Г.Свиридова, «Есть у солнышка друзья» — муз. Е.Тиличеевой, сл. Е.Каргановой; «Зайчик» А.Лядовой, «Медведь», рус.нар. плясовые мелодии.

Учить детей петь простые народные песни, попевки, прибаутки, передавая их настроение и характер, без напряжения и внятно произнося слова.Примерный репертуар: «Солнышко-ведрышко» — муз. В.Красева, сл. народные; «Люлю-бай» — колыбельная рус.нар. песня; «Петушок» — рус. нар. прибаутка; «Зайчик» — рус. нар. песня в обр. Н. Лобачева; «Ладушки» — рус. нар. мелодия; «Гуси» — рус. нар. песня в обр. Н.Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню» — нар. мелодия из сб. «Гусельки» в обр. Н.Метлова; «Осенью» — укр. нар. мелодия, сл. Л. Плакиды, в обр. Н. Метлова; «Осенняя песенка» — муз. А. Александрова, сл. Н.Френкель; «Мы умеем чисто мыться» — сл. С.Высотской, муз. М.Иорданского; «Зима» — В. Карасева, сл. Н.Френкель; «Наша елочка» — муз. М.Красева, сл. М.Клоковой; «Зима прошла» — муз. Н.Метлова, сл. М.Клоковой; «Пастушок» — муз. Н.Преображенского, «Птичка» — муз. М.Раухвергера, сл. А.Барто.

Развивать чувство ритма, учить менять движение с изменением характера музыки, учить водить хоровод, исполнять танцы в парах; в музыкальных играх передавать игровой образ, используя выразительную ми­мику, пантомиму. Учить детей маршировать, использовать танцевальные движения: легкий бег, притопы, хлопки, кружение, пружинку и др.; двигаться под музыку с предметами (игрушками, флажками, платочками, лентами), ориентироваться в пространстве. Различать и подыгрывать простейшие мелодии на ударных инструментах (мелодии, построенные на одном- двух звуках). Примерный репертуар:

Средняя группа(5-й год жизни)

Развивать и воспитывать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, показывать красоту русской природы, выраженной в музыкальных звуках. Учить слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать знакомые мелодии, высказываться о полученных впечатлениях.

Знакомить детей с музыкой разного характера (песенной: спокойной, бодрой; плясовой, колыбельной). Учить слушать и слышать звучащий мир (на улице, в лесу, в поле, на реке) и рисовать, кто и что услышал.

Создавать условия для прослушивания музыкальных произведений: рассказывать детям о содержании произведения, привлекая художественную литературу, картины художников, произведения народных мастеров, кинозарисовки и др. Примерный репертуар: детские альбомы фортепианных пьес П. Чайковского,С.Майкопары, Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова. Кроме этой музыки, дошкольникам доступны фрагменты некоторых симфонических произведений, написанных специально для детей: «Петя и волк» С. Прокофьева, «Детские игры» Ж. Бизе, фрагменты из балетов и опер Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского; танцевальные сюиты И.С. Баха, вальсы и мазурки Ф. Шопена, Ф. Шуберта.

Учить детей петь естественным голосом без напряжения, протяжно, правильно брать дыхание между фразами.Продолжать учить ребят произносить слова внятно, правильно, петь всем вместе, чисто интонировать звук в диапазоне РЕ-СИ, прислушиваться к пению других.

Развивать эмоционально-образное восприятие русских народных мелодий и их исполнение. Разучивание народной песни: прослушивание целиком, обращение внимания на запев и припев (запев исполняет педагог, а ребенок — припев). Примерный репертуар: «Кукушечка», рус.нар. песня в обр. И. Арсева; «Паучок» и «Кисонька-мурлысонька», рус. нар. песни; «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «В лесу родилась елочка», сл. Р.Кудашевой, муз. Л. Бекмана; «Как на тоненький ледок», рус.нар. песня; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; колядки — «Здравствуйте», «С Новым годом»; заклички — «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!», рус.нар. песни; «Где был Иванушка?» — нар. шуточная песня, а также песни из детских мультфильмов.

Учить двигаться в соответствии с характером музыки, в умеренном и быстром темпах; учить начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, самостоятельно менять движения в соответствии с 2-частной музыкой, бодро ходить, легко бегать, двигаться парами, подпрыгивать с продвижением вперед; выполнять танцевальные движения: притопы, пружинку, хлопать в ладоши, вращать кисти рук, выставлять ногу на пятку; двигаться по кругу. Учить ребят передавать музыкально-игровые образы, используя мимику и пантомимику (кружатся листочки, зайка грустный и веселый, медведь и т.п.), выполнять движения с предметами (листочки, платочки, султанчики и т.д.). Развивать творческое воображение дошкольников. Учить выражать свои суждения о музыке, слушать и исполнять любимые произведения.

Развивать образные и танцевальные движения в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. Использовать различные движения с целью драматизации (идет медведь, крадется кошка, прыгает зайчик). Двигаться в хороводе под музыку с предметами (платочки, ленты, цветы). Учить различать и подыгрывать простейшие мелодии с помощью деревянных ложек, погремушек, барабана, металлофона.

Старшая группа (6-й год жизни)

Продолжать развивать у детей эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке; формировать музыкальную культуру на основе знакомства ребенка с русской народной, классической и современной музыкой.

Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку; звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; творческую активность в разных видах музыкальной деятельности. Формировать певческий голос, чувство ритма.

Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки (спокойная, радостная, грустная и т.д.). Учить слушать музыку природы: шум ветра, шуршание листьев, звуки дождя и грома и т.д. Знакомить ребят с жанрами музыкальных произведений: марш, танец, песня. Учить узнавать музыкальные произведения по вступлению и мелодии. Развивать эстетическое восприятие природы с помощью произведений живописи, поэзии и музыки, обращая при этом внимание на художественный образ.

Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить с русской народной музыкой: «Ходит месяц над лугами», «Камаринская», «Лиса по лесу ходила», «Патока с имбирем», «Дудка» и др., а также с произведениями композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, Д.Шостаковича, С. Прокофьева, Д.Кабалевского, Е.Тиличеевой, А.Пахмутовой, Г.Струве и др.

Формировать у детей певческие навыки: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавать мелодию; петь хором, по одному, с музыкальным сопровождением и без него. Учить сольному исполнению народных песен «Барашенька», «Во кузнице», «Дождик», «Чики-чики-чикалочка», «Андрей-воробей» и других, а также песен композиторов Е. Тиличеевой, М.Иорданского, Т.Попатенко, М.Красева,В.Шаинского, Ю.Слонова и др.

Развивать чувство ритма; умение передавать в движении характер музыки, ее эмоционально-образное содержание; свободно ориентироваться в пространстве: перестраиваться из шеренги в круг, из круга в пары, согласовывая движения с музыкой. Знакомить с особенностями русских народных плясок: «Пляска парами», «По улице мостовой», «Перепляс», «Ах ты, береза», «Кадриль», «Я на горку шла» — рус.нар. мелодии; «Парный танец», муз. Е.Тиличеевой; «Танцуйте, как я!», муз. Э.Золотарева и др.

Учить инсценировать содержание песен, сопровождая мелодии движениями и жестами; импровизировать образ сказочного животного или зверя (лошади, козы, лисы, медведя, зайца, волка и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Русский хоровод. Знакомство с древнейшей магической символикой движения народных хороводов.

Исполнение: «Возле речки, возле моста», «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Землюшка-чернозем», «Пошла млада за водой», обр. В.Агафонникова.

Игры: «Ворон», рус.нар. мелодия; «Игра с бубном», муз. М.Красева; «Игра со звоночком», муз.С.Ржавской; «Кот и мьши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т.Вилькорейской и т.д.

Знакомство с народными инструментами и исполнение доступных народных мелодий по одному или в составе небольших групп детей. Узнавать звучание разных русских музыкальных инструментов: балалайка, трещотки, ложки, бубенцы, свистульки, гармонь и др. Выделение особой роли народной игрушки — свистулька (дымковской, филимоновской, абашевской, орловской, белгородской и др.), в которой соединено изобразительно-пластическое и музыкальное творчество народных мастеров.

Исполнение детских песенок, закличек с помощью игрушки-свистульки: «Петушок», «Дождик», «Василек», «Скок-скок-поскок» и др.

Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов художественно-творческой деятельности: пение, движение, восприятие, озвучивание сказок, рисование, театрализованные действия.

Интегрированные, комплексные и тематические занятия могут быть по следующим темам: «Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенние голоса», «Музыка и сказка», «Марш, танец, песня», «Композиторы и художники» и др.

Подготовительная группа (7-й год жизни)

Содержание образовательной деятельности направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Слушание

Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса. Обогащение музыкальных впечатлений детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).

Знакомство с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.).

Развитие навыков восприятия звуков по высоте в пределах квинты—терции. Обогащение впечатлений, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти. Развитие мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

Знакомство с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Пение

Совершенствование певческого голоса, вокально-слуховой коорди­нации.

Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен в пределах отдопервой октавы до ре второй октавы. Формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы; развитие артикуляции (дикции).

Закрепление умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

Развитие умения самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

Развитие навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Знакомство с национальными плясками (русские, белорусские, укра­инские и т.д.).

Развитие танцевально-игрового творчества; формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные дви­жения и т.п.).

Совершенствование умения импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.).

Закрепление умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Развитие самостоятельности в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.

Формирование музыкальных способностей; поощрение проявлений активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомство с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Совершенствование навыков игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах (трещотках, погремушках, треугольниках); умения исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»