Комарова Тамара Семеновна - руководитель авторского коллектива, автор раздела "Художественное творчество"
Комарова Тамара Семёновна - доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова.
Создатель современной школы эстетического воспитания. Автор основных программ дошкольного воспитания.
Работала воспитателем, старшим воспитателем в детском саду; затем по приглашению управления дошкольным воспитанием г.Москвы, работала методистом Московского городского методического кабинета по дошкольному воспитанию.
С 1965 г. по 1983 год -- в НИИ дошкольного воспитания, где работала младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником и заместителем директора по научной работе.
С 1983 г. до 1991 г. работала профессором на кафедре педагогики МГПИ им. В.И. Ленина.
С 1991 г. заведующая кафедрой эстетического воспитания в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова. В настоящее время заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий.
Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Академик- секретарь бюро отделения теории и методики дошкольного и начального образования. Заслуженный деятель науки РФ.
Комарова Тамара Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Проекта "Виртуальный детский сад".
Базовые принципы научной школы Т.С. Комаровой
«Вполне соответствующей своему назначению я называю только такую школу, которая являлась бы истинной мастерской людей». Я.А. Коменский.
Гёте называл божественным искусством хирургию потому, что она имеет дело с человеческим образом. Что же можно сказать о воспитании, которое формирует не только человеческий образ, но и его душу.
За годы существования школы сформировались и были сформулированы общие принципы в реализации процесса воспитания, общие для всех её выпускников.
Базовые принципы школы опираются на достижения ведущих педагогов мира и могут быть сформулированы следующим образом
Подходы к воспитанию. «В деле воспитания личность воспитателя играет определяющую роль. Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
Воспитание начинается в утробе матери, а обучение – с рождения.
Каждый ребёнок имеет право на развитие способностей и талантов.
Способности ребёнка развиваются в деятельности
Все дети требуют индивидуального подхода к их воспитанию и обучению.
Нет воспитания без обучения и обучения без воспитания и развития.
Заповеди педагога-воспитателя. Чтобы реализовать эти подходы педагог-воспитатель должен всё время совершенствоваться как в нравственном, так и в научно практическом отношении.
Первая заповедь педагога-воспитателя – результатом научно-практической деятельности педагога является человек.
Вторая заповедь педагога-воспитателя – быть требовательным к себе.
Третья заповедь педагога-воспитателя – быть добрым, любить детей
Пятая заповедь педагога-воспитателя – создавать благоприятную для ребёнка художественно-эстетическую и воспитательно-образовательную среду детства.
Научные принципы школы.
Понимание роли науки в развитии мира и человека. Ответственное отношение к науке и подготовке научных кадров.
Верность философским и психолого-педагогическим основам эстетического, интеллектуального, нравственного формирования личности педагога-учёного.
Знание основополагающих концепций классического и современного воспитания и обучения детей от рождения до школы и окончания среднего общего образования.
Опора на лучшие образцы народного, классического и современного искусства, как особой формы познания мира.
Постоянное движение вперёд, в осуществлении научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии детства; проявление активности в распространении принципов школы.
Практика – критерий истины. Систематическое взаимодействие с практикой всестороннего воспитания, обучения и развития детей от рождения до окончания общеобразовательной школы.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Помощь практическим работникам в их профессиональном росте.
Расширение научных связей с отечественными и зарубежными исследователями.
Поддержка друг друга и помощь тем, кто развивает и реализует перечисленные положения и заповеди.
Работа по выращиванию научной смены.
Честность и добросовестность в науке. Уважение к своим ученикам и коллегам.
Список научных и учебно-методических трудов Т.С.Комаровой
От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез. 2011.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Часть I и часть II. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б., Крамаренко О.К. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области / Под ред. Комаровой Т.С. М.: 2008. 112 с.
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области. – М.: - 2008. (Совм. с Утешевой Т.П., Фоменко И.А.)
Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» // Материалы 2 международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». М.: Пушкино, 2009.
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез. 2004.
Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез. 2005
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 10 п.л.
Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Ярославль. Академия развития. 2006. – 144 с. 76-90 с.
Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 120 с.
Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Изобразительная деятельность // Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 192 с.
Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2008. (переиздание). 192 с. (15 п.л.)
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2009.
Илья Васильевич Чувашов о развитии дошкольного воспитания в России // Воспитание дошкольников, №3, 2008 г. с. 14-19.
«Материнская школа» Яна Амоса Коменского – первая книга для родителей о воспитании дошкольников // Воспитание дошкольников. М.: - 2008., №1. с. 6-15.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Издание третье, перер. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Изданье четвертое, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2007. 176 с.
Опыт и проблемы проведения аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2008. с. 72-84. (Совм. с Прищепой С.С.)
Подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению интеграции в педагогическом процессе. // Детский сад от А до Я. №6, 2004. 0,4 п.л.
Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006, 160 с. (Совм. с Зыряновой О.Ю.)
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. Редактор программы. 13 п.л.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 2-е изд. испр. и доп. 106 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез. 2009. – Издание 6 исправленное и дополненное. – 208 с.
Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.)
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 48 с. (Совм. с Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю.)
Формирование способностей к изобразительный деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. (Совм. с Размысловой А.В.)
Школа эстетического воспитания. М.: . Издательский дом Карапуз, 2006. 418 с.
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении. М., 2008. с. 85-91. (Совм с Атякшевой Т.В.)
Эстетическая развивающая чреда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России 2005. (Совм. с Филипс О.Ю.)
Эстетическое воспитание. Сб. научных трудов. Проблемы педагогического образования / Под ред В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Вып. 18. М. 2004.
Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.