Автор Братухина М.Н., к.п.н.
Общепризнанным является воздействие художественной литературы на все основные сферы развития ребенка: познавательное, речевое, физическое, социально-личностное и художественно-эстетическое.
Цель конспектов, подготовленных для освоения чтения художественной литературы явилось "Приобщение ребенка к духовной культуре, общечеловеческим ценностям". Это приобщение через печатное слово начинается задолго до того, как он сам берет в руки книгу для чтения. Даже самые маленькие дети способны воспринимать и эмоционально откликаться на красоту природы, предметного мира, человеческих чувств и отношений, выраженную в образах художественного произведения.
Первые впечатления, полученные от литературных произведений, обогащают эмоциональную сферу, ложатся в основу его эстетического и нравственного развития. Благодаря тому, что к художественному произведению можно обращаться не один раз, у ребенка появляется возможность пристально «разглядывать» детали и обращать внимание на то, что прежде осталось незамеченным. При этом большое значение имеет собственная активность детей.
Произведения литературы, отобранные для детей в рамках приобщения к чтению, отличаются своей необыкновенной зрительной точностью. Кроме того они тесно связаны с обеспечением остальных направлений образовательной деятельности, так как позволяют воспитателю самым приятным образом настроить ребенка на восприятие более сложных элементов обучения.
Восприятие художественного произведения – очень сложная внутренняя деятельность, которая будет полноценной только при условии, если ребенок мягко подводить к ней. С самого раннего возраста необходимо настраивать его на серьёзное восприятие литературного произведения.
Взрослый призван помогать ребенку формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, приобщать его к словесному искусству. Помощь взрослого должна быть не назойливой, а очень тактичной.
Воспитатель в процессе чтения решает следующие задачи:
-
формирование живого, активного интереса к книгам как к объекту окружающего мира;
-
развитие положительного эмоционального отношения к книгам;
-
обеспечение усвоения содержания произведения;
-
развитие умений слушать произведения, следить за сюжетом, сопереживать персонажам и героям, понимать их поступки и последствия этих поступков.
Чтение помогает усиливать различные направления образовательной деятельности, но особенно -- развитие речи.
С каждым годом, задачи педагога усложняются по мере взросления ребенка. Так в возрасте от 2 до 3 лет, решаются следующие задачи ознакомления с художественной литературой:
-
Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, интерес к ним.
-
Помогать детям активно реагировать на художественный текст: стимулировать игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок, песенок, потешек, колыбельных песен и т.п.; стимулировать ребенка повторять вслед за взрослым отдельные слова выражения из стихов, потешек, сказок.
-
Приучать детей слушать рассказ воспитателя или чтение по книге и следить за развитием действия, опираясь на картинки в книге, а затем и без них.
-
Знакомить с произведениями литературы и фольклора разных жанров, доступных восприятию, пониманию детей данного возраста.
-
Помогать детям узнавать литературное произведение, его героев, отвечать на вопросы по его содержанию.
-
Заложить у ребенка основы эстетического отношения к книге как к объекту культуры – бережное отношение
-
Побуждать ребенка самостоятельно и повторно рассматривать книги.
От 3 до 4 лет:
-
Развивать у детей способность слушать литературные произведения разные по жанру и тематике.
-
Поддерживать интерес ребенка к книге как к эстетическому объекту окружающего мира, вырабатывать бережное отношение к ней. Закладывать основы представлений о книге как источнике информации об окружающем мире.
-
Развивать у детей способность слушать рассказ воспитателя или чтение по книге и следить за развитием действия, опираясь на картинки в книге, а затем и без них.
-
Привлекать детей к совместному с воспитателем рассказыванию знакомых произведений: стихов, потешек, сказок.
-
Знакомить детей с многообразием произведений литературы и фольклора об одних и тех же героях (например, народные песенки, потешки, стихи, прозаические и поэтические сказки о коте). Подводить к сопоставлению, сравнению художественных образов разных произведений.
-
Создавать благоприятную почву для детского словотворчества: побуждать отвечать на вопросы по содержанию текста, выражать его смысл в действиях, поддерживать проявления импровизации на основе литературного произведения.
-
Побуждать ребенка самостоятельно и повторно рассматривать книги.
-
Всячески поддерживать литературные предпочтения детей в возрасте трех – четырех лет.
От 4 до 5 лет:
-
Продолжать развивать у детей способность эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
-
Фиксировать внимание детей на жанровых особенностях произведения и некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
-
Развивать у детей способность внимательно слушать рассказ воспитателя или чтение по книге и следить за развитием действия без опоры на наглядность.
-
Побуждать детей к повторению понравившихся литературных текстов и их фрагментов, интонационному воспроизведению настроения произведения.
-
Продолжать знакомить детей с многообразием произведений литературы и фольклора об одних и тех же героях (например, народные песенки, потешки, стихи, прозаические и поэтические сказки о коте). Подводить к сопоставлению, сравнению художественных образов разных произведений.
-
Поддерживать атмосферу детского словотворчества: побуждать детей импровизировать на основе литературного произведения, включать литературные образы в игровую, изобразительную деятельность детей и др.
-
Побуждать ребенка самостоятельно.